Разработка программного обеспечения на заказ

пн-пт с 09:00 до 18:00

Система штрихкодирования на складе и в логистике

Оглавление

Наличие штрихкодов на продукции позволяет моментально идентифицировать ее, определить наименование и характеристики, оптимизировать проведение инвентаризации и ускорить сборку заказов. Следует продумать организацию системы штрихового кодирования на складе и в системе логистики заранее. Давайте рассмотрим, как выглядит внедрение штрихкодирования на складе и в логистике и какие преимущества оно дает бизнесу. 

Что такое система штрихкодирования на складе и производстве: виды штрихкодов и области применения     

Штриховое кодирование — метод записи информации о продукции или объекте в графических изображениях и буквенно-цифровых символах. Заложенные в код данные становятся доступными при его сканировании специальным оборудованием и являются уникальными для каждой подотчетной позиции.

Объектами кодирования выступают: 

    • продукция — как единичные товары, так и короба или паллеты с однотипными товарными позициями;
    • зоны склада, стеллажи, полки, ячейки — при организации адресного хранения каждому месту присваивается уникальный адрес, к которому затем привязывается размещенный на нем товар;
    • документация — при распечатке документов на них наносятся штрихкоды, содержащие данные для последующего поиска файлов в системе;
    • персонал — штрихкод может использоваться для авторизации в учетной системе, контроля выработки или времени, затраченного на выполнение производственных задач; 

Технология штрихкодирования универсальна: ее применяют на небольших складах и в крупных складских комплексах, на производственных предприятиях и в логистических центрах. Для ее реализации используют один из видов штрихового кодирования (или сразу несколько из них). Штрихкоды разделяются на две категории ― одномерные (линейные) и двухмерные. Линейные или одномерные (1D) коды представлены в виде ряда вертикальных линий и пробелов разной ширины. Они считываются строго в горизонтальном направлении, слева направо.  В отличие от линейных, двухмерные коды читаются в двух измерениях ― по горизонтали и по вертикали. Они состоят из линий, расположенных в разных направлениях, в том числе под прямым углом, точек, клеток и других фигур и имеют ярко выраженные пиксели. Могут считываться под любым углом.  

Наиболее распространенные виды штрихкодов:

    1. EAN-13 — самый часто встречающийся одномерный код, выглядит как набор вертикальных линий разной ширины с 13-ю добавочными цифровыми идентификаторами;
    2. Code 128 (UCC/EAN-128) — один из основных идентификаторов грузов, от EAN-13 отличается возможностью кодирования не только цифр, но и букв латинского алфавита;
    3. DataBar — линейный штрихкод, который позволяет закодировать больше информации, чем EAN коды;
      QR-Code — универсальный двухмерный код, в котором можно закодировать разноплановую информацию, в том числе и простейшие исполняемые файлы; оптимальный объем закодированной информации — до 2-3 КБ;
    4. Data Matrix — двухмерный матричный код, который по своим возможностям напоминает QR-Code, имеет высокий уровень защиты от ошибок при кодировании информации объемом до 3 КБ. 

Два последних вида представляют собой комбинацию черно-белых элементов различных по яркости, однако если DataMatrix может быть как квадратным, так и прямоугольным, то QR-код – только квадратным. При этом они обладают высокой информативностью и считываются сканером даже если повреждение их поверхности составляет 30 процентов. 

В России коды Data Matrix используют для маркировки и прослеживания товаров в системе «Честный ЗНАК»: молочной продукции, лекарственных препаратов, табака и курительных смесей, духов и туалетной воды, шуб, обуви, изделий легкой промышленности. В двухмерных штрихкодах шифруют идентификатор продукции GTIN и код проверки («криптохвост»), который гарантирует уникальность присвоенной маркировки. 

Преимущества внедрения штрихкодирования на производстве и складе 

Если предприятие работает «на бумаге», сотрудникам приходится вручную вносить важную информацию, что отнимает много времени и неминуемо приводит к ошибкам. К тому же это снижает уровень клиентского сервиса, так как контрагентам удобнее работать с уже промаркированной продукцией, а не самостоятельно наносить идентификаторы на каждую полученную товарную единицу.  Для этого внедряется система штрихкодирования на производстве.

Автоматизация склада и внедрение штрихкодирования позволяет:

      1. минимизировать количество ошибок, возникающих из-за «человеческого фактора»;
      2. повысить скорость и точность операционной деятельности, в том числе приемки, сборки и выдачи заказов;
      3. увеличить контроль за работой персонала: количеством выполненных операций, затраченным временем на исполнение поставленных задач и пр.;
      4. повысить лояльность контрагентов или клиентов и получить преимущество перед конкурентами. 

Штрихкодирование товаров на складе практически полностью исключает ручной труд, связанный с внесением и последующей сверкой информации о продукции. Все нужные сведения содержатся в штрихкодах: их можно в любой момент считать при помощи специального оборудования и получить интересующую информацию.  

Штрихкодирование на складе: какое оборудование для этого нужно 

Чтобы внедрить систему штрихового кодирования на складе или в логистической компании, потребуется специализированное оборудование:

    1. Принтеры этикеток — для печати штрихкодов, размещаемых на товарах (единичных или упаковках), ячейках для хранения продукции, бейджах сотрудников, складском оборудовании и т.д.  
    2. Этикет-пистолеты — для нанесения идентификаторов непосредственно на товар (в ручном режиме). Не считается обязательным оборудованием, но за счет мобильности способен облегчить некоторые бизнес-процессы. 
    3. Сканер штрихкодов — для считывания маркировки с единичных товаров, упаковок, паллет. Модели с модулем Bluetooth в связке со смартфоном или планшетом могут заменить терминалы сбора данных. 
    4. Терминал сбора данных (ТСД) — для сбора, хранения, передачи и получения информации из товароучетного ПО. Например, менеджер отправляет комплектовщику на ТСД заявку на сборку товаров, а комплектовщик также через терминал отчитывается о выполнении поставленной задачи. 

При выборе оборудования для штрихкодирования нужно исходить не столько от заложенного бюджета, сколько от особенностей склада и того, какие именно бизнес-процессы реализованы на предприятии.  

К примеру, при выборе сканера и ТСД нужно учитывать размеры и геометрию склада. Для больших складских комплексов целесообразнее приобрести «дальнобойное» оборудование, способное считывать как одномерные, так и двухмерные коды с расстояния нескольких метров, а на маленьких складах — обойтись устройствами, умеющими работать только вблизи и лишь с линейными штрихкодами. 

Программное обеспечение для автоматизации на складе и в логистике 

Какое бы вы ни выбрали оборудование для штрихкодирования на производстве или складе, без специального программного обеспечения оно окажется бесполезным. Такие системы как WMS, TMS, ЭДО, WCS, относятся к основным инструментам автоматизации бизнеса и помогают значительно улучшить работу логистических компаний и складских комплексов.   

WMS (Warehouse Management System) — информационная система, позволяющая автоматизировать управление складскими процессами. Включает аппаратную часть и программную. Первая состоит из серверов для хранения информации, ТСД, сканеров, принтеров штрихкодов и другого оборудования; вторая является IT-решением, позволяющим: 

    • эффективно использовать инфраструктуру склада и организовать размещение товаров с учетом его востребованности, типа, габаритов и загруженности стеллажей; 
    • организовать централизованное управление складскими процессами: от приемки товара до отгрузки или передачи покупателю;
    • оптимизировать работу сотрудников склада: разработать маршруты для передвижения, разбить сложные задачи на подзадачи, выбрать оптимальные методы сборки продукции;
    • проанализировать работу складского хозяйства: сформировать отчеты об эффективности сотрудников, посчитать затраты на работу склада и прочее. 

TMS (Transportation Management System) — логистическая система, которая помогает управлять транспортными перевозками. Типичными функциями для TMS считаются:

    • планирование наиболее рациональных маршрутов и оптимизация физического перемещение продукции (как поставляемой, так и отгружаемой);
    • контроль технического обслуживания транспортных средств, в том числе время замены «расходников» и расход топлива;
    • получение информацию о местонахождении грузов в режиме реального времени;
    • автоматический расчет стоимости логистических услуг исходя из имеющихся вводных данных. 

ЭДО (электронный документооборот) — система для обмена электронной документацией внутри компании, с контрагентами и государственными органами. Умеет создавать, заверять, отправлять, архивировать, получать и повторно использовать внесенную информацию. В данном контексте документооборот осуществляется между поставщиками склада, а также между складом и потребителями товаров, отгружаемых со склада. Позволяет:

    • исключить денежные затраты на ведение бумажного документооборота;
    • сэкономить время на согласование и подписание документов;
    • упростить коммуникацию с надзорными органами;
    • контролировать движение важной документации в режиме реального времени. 

Данные системы могут быть «коробочными» или разработанными на заказ. В первом случае компания получит программной продукт, не способный изменять логику работы и адаптироваться под определенные задачи бизнеса. Во втором (при выборе заказного решения) — на предприятии будет ПО, индивидуализированное не только под работу всей компании, но и ее филиалов и отдельных подразделений. 

Сколько стоит внедрить технологию штрихкодирования      

Стоимость внедрения штрихового кодирования состоит из затрат на оборудование, программное обеспечение и обучение персонала. Но рассмотрим отдельно каждый из этих аспектов. 

Оборудование. Минимальный комплект — сканер + принтер этикеток (при условии подключения сканеров к смартфонам или планшетам). Стоимость беспроводных сканеров начинается примерно от 7 000 — 8 000 Р, принтеров — от 9 000 — 10 000 Р.  

Программное обеспечение. Дешевле всего обойдутся «коробочные» решения, но они довольно редко удовлетворяют всем потребностям бизнеса. Стоимость заказного ПО зависит от желаемого функционала и сложности программного продукта и рассчитывается индивидуально в каждом конкретном случае. Отдельно стоит учесть затраты на интеграцию системы штрихкодирования с используемым в компании  ПО (к примеру, с 1С и различными видами WMS, TMS, ЭДО).  

Обучение персонала. Так как на предприятии система штрихового кодирования еще не использовалась, то и сотрудников, способных поделиться знаниями с другим персоналом пока нет. Поэтому на этапе внедрения обучение проводится силами сторонних организаций. Стоимость зависит от количества человек, нуждающихся в обучении, и выбранного учебного центра. 

Также стоит учесть затраты непосредственно на внедрение штрихкодирования: когда оборудование уже закупается, ПО разрабатывается, персонал обучается, а склад еще работает по старым стандартам без промаркированных товара и присвоенных идентификаторов ячейкам хранения. Переход на новый стандарт работы требует дополнительных человеко-часов, которые нужно оплачивать. 

С чего начать и как внедрить штрихкодирование на складе 

Решая, с чего начать штрихкодирование на складе или производстве, некоторые владельцы бизнеса приходят к решению — с определения бюджета. Но такая стратегия имеет недостатки. Прежде чем определить, сколько потратить на автоматизацию, нужно провести полный анализ бизнес-процессов и просчитать экономическую эффективность запланированных изменений. Процесс подготовки можно условно разделить на следующие этапы:

    1. Ревизия бизнес-процессов — оценка потребностей склада и возможностей внедрения технологии штрихкодирования, расчет планируемого экономического эффекта.
    2. Определение формата и информационного наполнения этикеток — учитываются внутренние нормативные требования компании, особенности работы контрагентов и потребителей готовой продукции; создаются справочники объектов кодирования для интеграции с используемым товароучетным ПО.
    3. Выбор оборудования с учетом потребностей компании и особенностей эксплуатации — расчет нужного количества единиц оборудования, определение требуемых технических характеристик (пыле- и влагозащищенности, скорость работы, ремонтопригодность и пр.).
    4. Выбор программного обеспечения — принимается решение, какие процессы автоматизировать: только складские (WMS) или еще и логистические (TMS), использовать «коробочные» программные продукты или заказные. Рассчитывается окончательная стоимость и сроки внедрения технологических решений.

      После окончания всех подготовительных этапов стоит переходить к закупке оборудования, разработке ПО и переоборудованию склада для внедрения штрихкодирования. 

Опыт компании Арсис  

Компания Арсис занимается разработкой программных решений с 1993 года. Среди проектов компании: 

    1. Создание системы управления складом и логистикой для Москва Карго— основного грузового оператора Международного аэропорта Шереметьево. Разработанная и внедренная система полностью автоматизирует производственную деятельность в сфере приемки почты и грузов на терминале, их перемещение на склад хранения, обслуживание импортных, экспортных и транзитных грузов.
    2. Автоматизация склада кабельной продукции машиностроительного завода АО ВОМЗ. Главная особенность проекта заключается в необходимости работы со специфическим грузом – кабельными барабанами различных типоразмеров и массы.
    3. Автоматизация складских операций с использованием технологий штрихкодирования подразделения французской автомобилестроительной компании PSA Peugeot Citroën. Система позволила организовать эффективное размещение и хранение компонентов, минимизировать работы по инвентаризации склада и многое другое.

Также мы обладаем экспертизой в работе с системой цифровой маркировки и прослеживания товаров «Честный знак». Например, интеграция с данной системой была осуществлена при создании системы учета поставки лекарственных препаратов для компании «Вортэкс».

Большой опыт в сфере автоматизации и внедрения штрихкодирования позволяет разработчикам компании Арсис находить наиболее эффективные решения для самых нетипичных задач бизнеса и разрабатывать программные продукты, полностью соответствующие потребностям заказчиков. 

Консультация

Если у Вас возник вопрос или Вы хотите связаться для расчёта проекта, оставьте заявку или свяжитесь с нами. Будем рады сотрудничеству

Расскажите нашему ведущему IT-специалисту задачи, которые стоят перед Вами, мы подготовим самые эффективные пути решения.

Выберите планируемый бюджет на разработку, руб:

Файл не выбран
Политики конфиденциальности