Разработка программного обеспечения на заказ

пн-пт с 09:00 до 18:00

Особенности интеграции с системой маркировки «Честный ЗНАК»

Оглавление

Компания Арсис обладает опытом интеграции систем с «Честным знаком».

В 2019 году в России была введена программа маркировки товаров под названием «Честный ЗНАК». Цель создания — борьба с контрафактной и поддельной продукцией на рынке. Основным инструментом стали уникальные матричные коды, нанесенные на упаковки или непосредственно на сами продукты. Обязательная передача в ГИС МТ (Государственная информационная система мониторинга товаров) сведений об изменении собственника на каждом этапе логистической цепочки позволила контролировать перемещение как партий, так и единичных изделий от импортера/изготовителя до конечного потребителя.


Зачем нужна система «Честный ЗНАК»: суть маркировки товаров 

Изначально маркировка была введена только для некоторых продуктовых групп, включая парфюмерию, обувь, верхнюю одежду, фотокамеры и вспышки к ним, автомобильные шины, лекарственные средства и молокосодержащие продукты. Однако планируется, что в 2024 году передавать информацию в ГИС МП станут все производители, дистрибьюторы и ритейлеры, которые работают на территории РФ.

По данным Роскачества, в России треть изделий легкой промышленности, пятая часть парфюмерной продукции и каждое десятое лекарственное средство оказывается поддельным. Причем касается это не только товаров премиум-класса, но и обычных продуктов питания и медикаментов. Подделки могут не соответствовать требованиям безопасности и качества, а также содержать опасные для здоровья вещества. Благодаря ГИС МТ, покупатели получили возможность проверять характеристики приобретаемых изделий, а производители, в свою очередь, повысить доверие потребителей и защититься от подделок.

Внедрение общегосударственной системы мониторинга позволяет достичь нескольких целей:

  • Борьба с фальсификатом. Благодаря маркировке становится возможным установить происхождение продукции, проверить ее подлинность, а также контролировать все этапы производства, хранения и транспортировки. Это повышает уровень безопасности товаров для потребителей, а также улучшает качество производимых и ввозимых изделий в целом.
  • Поддержка отечественного производства. Маркировка помогает защитить интересы российских производителей, которые часто сталкиваются с недобросовестной конкуренцией со стороны импортеров. Также она помогает бороться с компаниями, которые используют некачественные материалы и не соблюдают отраслевые нормы и правила.
  • Снижение налоговых и экономических преступлений. Система помогает бороться с нарушениями в области налогообложения и таможенного контроля, связанными с фальсификатом: поддельные товары не проходят маркировку и не попадают в «Честный ЗНАК», что делает их реализацию незаконной.
  • Защита прав потребителей. Наносимые на упаковку коды DataMatrix позволяют потребителям получать более полную и достоверную информацию о продуктах, которые они покупают, что повышает их уверенность в выборе и защищает от контрафактных изделий.
  • Упрощение процесса возврата и замены товаров. Благодаря двухмерному коду на продукции можно быстро идентифицировать ее и установить происхождение. Это позволяет сократить время и затраты на расследование претензий покупателей и улучшить уровень обслуживания.

Введение «Честного ЗНАКа» стало важным шагом на пути к более прозрачному и безопасному рынку. Обязательная маркировка позволила защитить интересы производителей и потребителей, уменьшить количество фальсифицированных товаров и повысить уровень доверия к отечественным продуктам.

Однако интеграция с ГИС МТ вызвала определенные сложности у производителей и продавцов, особенно у тех, кто работает с большими объемами продукции. Причиной этому послужила необходимость строго соблюдать установленные правила и нормативы, чтобы обеспечить корректную автоматическую работу системы. А также, недостаточная гибкость внедряемых решений, которая не обеспечивает легкую и быструю адаптацию к изменениям в «Честном ЗНАКе». 

Работа с «Честным ЗНАКом»: как осуществляется обмен данными 

Государственная программа мониторинга предусматривает нанесение на товарную упаковку уникального двухмерного кода, который содержит информацию о происхождении продукции, составе, сроке хранения, дате изготовления и других параметрах. Код может быть прочитан с помощью специальных сканеров или мобильных приложений.

В целом, схема процесса работы с Государственной информационной системой контроля выглядит следующим образом:

  1. Регистрация компании в программе мониторинга. Для нее требуется квалифицированная электронная подпись и специализированное программное обеспечение: СКЗИ (средство криптографической защиты информации), драйверы токенов. После получения УКЭП и установки ПО можно переходить к заполнению регистрационной формы на официальном сайте. В ней нужно указать информацию о компании, ее реквизиты, личные данные представителя. После того как заявка будет проверена и одобрена оператором, предприятие получит доступ к ГИС МТ.
  2. Заказ уникального маркировочного кода и его нанесение. Для каждого товара импортер или компания-изготовитель должны заказать и оплатить уникальный код DataMatrix. Для этого нужно заполнить заявку и предоставить информацию о продукции: наименование, артикул, размеры, стоимость и т.д. 
  3. Фиксация движения продукта. После того как товар с маркировкой ввозится в Российскую Федерацию или покидает производственные мощности, каждое его перемещение фиксируется в системе мониторинга. Для этого используется специальное оборудование и ПО, которое позволяет сканировать идентификаторы Data Matrix и передавать сведения о движении продукции в ГИС МТ.
  4. Возможность потребителя проверить легальность товаров с помощью Data Matrix. Покупатель может удостовериться в подлинности изделия и получить о нем полную информацию, считав идентификатор на упаковке при помощи официального приложения «Честный ЗНАК». Если продукт не соответствует требованиям или его легальность вызывает сомнения, в ПО реализована возможно моментально сообщить об этом в государственные органы. 

Отдельно стоит сказать о контроле за медикаментами. В целом, вся работа проводится так же, как и с любой другой маркированной продукцией, за исключением одного момента — все сведения о фарме хранятся в ФГИС МДЛП — информационной системе мониторинга движения лекарственных средств. Это не позволяет реализовывать препараты без соответствующего идентификатора: при отсутствии кода Data Matrix онлайн-касса просто не сможет сформировать чек.  

Что нужно для интеграции с системой «Честный ЗНАК» 

Чтобы производить, импортировать и реализовывать маркируемую продукцию в соответствии с требованиями ГИС МТ, компании должны интегрировать свои системы с этой платформой. Для этого потребуется:

  • УКЭП — усиленная квалифицированная электронная подпись. Используется для подписания документов и обмена информацией с «Честным ЗНАКом». Для получения УКЭП нужно обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр и предоставить необходимые документы. Важно учитывать, что получать подпись должно лицо, имеющее право действовать от имени ИП или юр. лица без доверенности и указанное в Едином государственном реестре.
  • Подключение к системе ЭДО (электронный документооборот) — при отгрузке продукции розничному продавцу производитель или дистрибьютор должен предоставить универсальный передаточный документ (УПД), заверенный цифровой подписью. При отсутствии расхождений с фактической поставкой подписанный УПД передается в ГИС МТ через ЭДО.
  • Компьютер с возможностью установки криптографического ПО, необходимого для работы с усиленной цифровой подписью, защиты персональных данных и электронных документов. В частности, СКЗИ и плагина для создания и проверки электронной подписи. ПК должен соответствовать минимальным требованиям, указанным в документации к устанавливаемому ПО. 

Это то, что нужно каждой компании именно для работы с Национальной системой маркировки. К сожалению, обойтись лишь этими инструментами не получится. Чтобы соблюдать установленные правила, потребуется дополнительное оборудование: 

  • ТСД (терминал сбора данных) с 2D-сканером — устройство, которое умеет считывать двухмерную маркировку. Обычно применяется при приемке товаров, чтобы сверять отсканированные сведения с данными в УПД.
  • Онлайн-касса, способная передавать данные о продажах в «Честный ЗНАК». В зависимости от используемого оборудования при подключении к программе мониторинга возможно потребуется обновление прошивки или приобретение новой контрольно-кассовой техники.
  • Принтер штрихкодов — нужен для того, чтобы наносить коды маркировки на производимые или импортируемые товары. В логистике и ритейле он требуется для замены выцветших или поврежденных матричных кодов. 

Еще один инструмент, который сделает работу с ГИС МТ более эффективной — WMS — система автоматизированного управления складом. И хотя стандартная схема интеграции с «Честным ЗНАКом» не требует ее использование, WMS может существенно облегчить выполнение складских операций при ограниченном количестве сотрудников. В первую очередь это касается приемки — ручная проверка корректности предоставленных поставщиком штрихкодов занимает большое количество времени и требует особой внимательности от исполнителей. Автоматизация процесса при помощи ТСД или сканеров штрихкодов, подключенных к WMS, позволяет исключить ошибки, вызванные человеческим фактором и быстро проверить корректность нанесенных идентификаторов на каждой единице продукции. Кроме того, такое решение помогает избежать пересортицы при отгрузке, а также соблюсти очередность выдачи для товаров с ограниченным сроком годности.     

Особенности интеграции корпоративных систем с «Честным ЗНАКом»

Когда дело касается интеграции с системой мониторинга, каждая компания имеет свои уникальные потребности и пожелания. Но несмотря на это, многие из них сталкиваются с общей проблемой — необходимостью автоматизации обмена данными при высоком товарообороте.

Одним из оптимальных подходов считается двухэтапная интеграция. На первом этапе проводится анализ функциональных условий корпоративной системы заказчика и создание прототипа ПО, автоматизирующего запросы в ГИС МТ. На втором — его адаптация под внутренние процессы предприятия, оптимизация и добавление новых функций в соответствии с выявленными потребностями.

Еще одна особенность, которая может представлять проблему при интеграции с «Честным ЗНАКом» — частые изменения в API. Они вынуждают постоянно редактировать IT-решения. Причем это могут быть как мелкие правки, так и комплексные сложные доработки. 

При этом следует найти наиболее оптимальное информационное решение, которое позволит сохранить работоспособность всех настроенных бизнес-операций. И все же, иногда приходится перестраивать алгоритм решения некоторых задач, чтобы обеспечить максимальную эффективность системы автоматизации.

Очевидно, что в ближайшем будущем интеграция с Национальной программой контроля станет обязательным этапом в работе всех компаний, которые занимаются продажей товаров на территории России. Здесь важно помнить, что одним из ключевых шагов в создании успешного IT-решения является процесс формирования функциональных требований. Чтобы достичь поставленной цели, нужно иметь четкий план действий и заранее сформировать карту бизнес-задач, которые должны быть реализованы в рамках планируемого проекта.

Консультация

Если у Вас возник вопрос или Вы хотите связаться для расчёта проекта, оставьте заявку или свяжитесь с нами. Будем рады сотрудничеству

Расскажите нашему ведущему IT-специалисту задачи, которые стоят перед Вами, мы подготовим самые эффективные пути решения.

Выберите планируемый бюджет на разработку, руб:

Файл не выбран
Политики конфиденциальности