ОГРН 1027735006991
ИНН 7735115890
1993-2024 © Компания Арсис. Все права защищены
Разработка программного обеспечения на заказ
Компания Арсис обладает опытом интеграции систем с «Честным знаком».
В 2019 году в России была введена программа маркировки товаров под названием «Честный ЗНАК». Цель создания — борьба с контрафактной и поддельной продукцией на рынке. Основным инструментом стали уникальные матричные коды, нанесенные на упаковки или непосредственно на сами продукты. Обязательная передача в ГИС МТ (Государственная информационная система мониторинга товаров) сведений об изменении собственника на каждом этапе логистической цепочки позволила контролировать перемещение как партий, так и единичных изделий от импортера/изготовителя до конечного потребителя.
Зачем нужна система «Честный ЗНАК»: суть маркировки товаров
Изначально маркировка была введена только для некоторых продуктовых групп, включая парфюмерию, обувь, верхнюю одежду, фотокамеры и вспышки к ним, автомобильные шины, лекарственные средства и молокосодержащие продукты. Однако планируется, что в 2024 году передавать информацию в ГИС МП станут все производители, дистрибьюторы и ритейлеры, которые работают на территории РФ.
По данным Роскачества, в России треть изделий легкой промышленности, пятая часть парфюмерной продукции и каждое десятое лекарственное средство оказывается поддельным. Причем касается это не только товаров премиум-класса, но и обычных продуктов питания и медикаментов. Подделки могут не соответствовать требованиям безопасности и качества, а также содержать опасные для здоровья вещества. Благодаря ГИС МТ, покупатели получили возможность проверять характеристики приобретаемых изделий, а производители, в свою очередь, повысить доверие потребителей и защититься от подделок.
Внедрение общегосударственной системы мониторинга позволяет достичь нескольких целей:
Введение «Честного ЗНАКа» стало важным шагом на пути к более прозрачному и безопасному рынку. Обязательная маркировка позволила защитить интересы производителей и потребителей, уменьшить количество фальсифицированных товаров и повысить уровень доверия к отечественным продуктам.
Однако интеграция с ГИС МТ вызвала определенные сложности у производителей и продавцов, особенно у тех, кто работает с большими объемами продукции. Причиной этому послужила необходимость строго соблюдать установленные правила и нормативы, чтобы обеспечить корректную автоматическую работу системы. А также, недостаточная гибкость внедряемых решений, которая не обеспечивает легкую и быструю адаптацию к изменениям в «Честном ЗНАКе».
Государственная программа мониторинга предусматривает нанесение на товарную упаковку уникального двухмерного кода, который содержит информацию о происхождении продукции, составе, сроке хранения, дате изготовления и других параметрах. Код может быть прочитан с помощью специальных сканеров или мобильных приложений.
В целом, схема процесса работы с Государственной информационной системой контроля выглядит следующим образом:
Отдельно стоит сказать о контроле за медикаментами. В целом, вся работа проводится так же, как и с любой другой маркированной продукцией, за исключением одного момента — все сведения о фарме хранятся в ФГИС МДЛП — информационной системе мониторинга движения лекарственных средств. Это не позволяет реализовывать препараты без соответствующего идентификатора: при отсутствии кода Data Matrix онлайн-касса просто не сможет сформировать чек.
Чтобы производить, импортировать и реализовывать маркируемую продукцию в соответствии с требованиями ГИС МТ, компании должны интегрировать свои системы с этой платформой. Для этого потребуется:
Это то, что нужно каждой компании именно для работы с Национальной системой маркировки. К сожалению, обойтись лишь этими инструментами не получится. Чтобы соблюдать установленные правила, потребуется дополнительное оборудование:
Еще один инструмент, который сделает работу с ГИС МТ более эффективной — WMS — система автоматизированного управления складом. И хотя стандартная схема интеграции с «Честным ЗНАКом» не требует ее использование, WMS может существенно облегчить выполнение складских операций при ограниченном количестве сотрудников. В первую очередь это касается приемки — ручная проверка корректности предоставленных поставщиком штрихкодов занимает большое количество времени и требует особой внимательности от исполнителей. Автоматизация процесса при помощи ТСД или сканеров штрихкодов, подключенных к WMS, позволяет исключить ошибки, вызванные человеческим фактором и быстро проверить корректность нанесенных идентификаторов на каждой единице продукции. Кроме того, такое решение помогает избежать пересортицы при отгрузке, а также соблюсти очередность выдачи для товаров с ограниченным сроком годности.
Когда дело касается интеграции с системой мониторинга, каждая компания имеет свои уникальные потребности и пожелания. Но несмотря на это, многие из них сталкиваются с общей проблемой — необходимостью автоматизации обмена данными при высоком товарообороте.
Одним из оптимальных подходов считается двухэтапная интеграция. На первом этапе проводится анализ функциональных условий корпоративной системы заказчика и создание прототипа ПО, автоматизирующего запросы в ГИС МТ. На втором — его адаптация под внутренние процессы предприятия, оптимизация и добавление новых функций в соответствии с выявленными потребностями.
Еще одна особенность, которая может представлять проблему при интеграции с «Честным ЗНАКом» — частые изменения в API. Они вынуждают постоянно редактировать IT-решения. Причем это могут быть как мелкие правки, так и комплексные сложные доработки.
При этом следует найти наиболее оптимальное информационное решение, которое позволит сохранить работоспособность всех настроенных бизнес-операций. И все же, иногда приходится перестраивать алгоритм решения некоторых задач, чтобы обеспечить максимальную эффективность системы автоматизации.
Очевидно, что в ближайшем будущем интеграция с Национальной программой контроля станет обязательным этапом в работе всех компаний, которые занимаются продажей товаров на территории России. Здесь важно помнить, что одним из ключевых шагов в создании успешного IT-решения является процесс формирования функциональных требований. Чтобы достичь поставленной цели, нужно иметь четкий план действий и заранее сформировать карту бизнес-задач, которые должны быть реализованы в рамках планируемого проекта.
Если у Вас возник вопрос или Вы хотите связаться для расчёта проекта, оставьте заявку или свяжитесь с нами. Будем рады сотрудничеству
ОГРН 1027735006991
ИНН 7735115890
1993-2024 © Компания Арсис. Все права защищены
Выберите планируемый бюджет на разработку, руб: